2. Не бойтесь отказывать, если его просьба невыполнима или просто неуместна. Делайте это спокойно, но твердо. Ребёнок должен знать, что вас нельзя уговорить, а желанное, но ненужное или невозможное в данный момент выплакать.

3. Закрепите за ним постоянный круг обязанностей (сообразно возрасту). Он может кормить рыбок, поливать цветы, переворачивать листы настенного календаря, брать газеты из почтового ящика, выносить мусор…

4. Предоставляйте ребенку возможность заботиться о старших, даже если он делает это не слишком ловко. Не пресекайте «души прекрасные порывы», если он захотел поделиться игрушкой с другим малышом или пожалел бездомного котенка.

5. Создавайте положительный Я-образ ребенка. Дети очень внушаемы если им говорить, что они ответственные, добрые, целеустремленные, аккуратные, щедрые, они стараются оправдать полученную лестную характеристику.

6. Критикуя, не насмешничайте и не унижайте. Грубое слово ранит, сеет неуверенность в себе. Дети с «неуроненным» чувством собственного достоинства легче поддаются педагогическому воздействию и лучше сотрудничают.

7. Соблюдайте последовательность в требованиях к ребенку. Если вы будете каждые полчаса то запрещать, то разрешать что-то, даже самый послушный малыш растеряется. Требования взрослых не должны превосходить возможности ребенка.

8. Если ваш неслух все-таки провинился, начинайте воспитательный процесс с мягких мер. И только если они не действуют, переходите к более строгим. И обязательно сначала узнайте причину его неповиновения.