«Ненавижу эту работу!» Вспомните, как вы объясняли своему крохе, что он будет ходить в детский сад, затем учиться в школе, потом получать профессию и, наконец, повзрослев, устроится на работу. В детском миропонимании устанавливается прочная связь: «взросление работа». Если же работа так ужасна, как говорит мама, то лучше не взрослеть вовсе. Выражение ненависти к работе или своей профессии в целом способно вызвать у ребенка страх перед будущим, нежелание становиться самостоятельным, развиваться. Все это ведет к инфантильности. Кроме того, открытое проявление негативных мыслей плохо само по себе, а если оно касается дела, которым вы занимаетесь, то вредно вдвойне.

«Какой же шеф идиот!» («Не коллектив, а волчья стая!», «Клиенты задолбали: один другого тупее!»). Если вы допускаете оскорбления в адрес людей, с которыми постоянно работаете, не удивляйтесь, если ребенок в один прекрасный день назовет педагога «курицей», а одноклассников или одногруппников «стадом баранов». Вы же знаете, что дети перенимают модель поведения своих родителей. Произнося такие фразы, вы автоматически разрешаете ребенку проявлять неуважение к окружающим и «убиваете» авторитет тех, кто занимает более высокий статус в социальной иерархии.

«Радуйся, что в школу ходишь, вот вырастешь будешь с утра до вечера на работе пахать». Обычно так взрослые реагируют на жалобы ребенка, что ему надоела учеба. Несмотря на то что предложение начинается со слова «радуйся», оптимизма оно не несет. Более того, порождает тревожность и страх перед будущим, а также лишает стимула. У ребенка сама собой возникает мысль: если работать так плохо, то зачем же учиться?

«Вкалываю, как папа Карло, чтобы тебя кормить-одевать». Да, по статистике, большинство россиян работает ради зарплаты, но стоит ли посвящать в эти нюансы ребенка, тем более с подобным акцентом? «Мама вынуждена страдать из-за меня!» именно так расшифровывает ребенок вышесказанное. Чувство вины после таких слов ему обеспечено.

«Будешь плохо учиться, придется, как мне, прозябать за три копейки!» Вряд ли ребенок после таких слов станет отличником, зато прочно усвоит, что родители неудачники. Кстати, другое распространенное продолжение фразы «… дворником работать пойдешь!» тоже противоречит законам педагогики. С детства нужно прививать мысль, что любой труд достоин уважения (конечно, вам никто не запрещает уточнить, что низкоквалифицированный труд, как правило, плохо оплачивают, а потому стоит постараться и получить хорошее образование).

Естественно, полностью очистить свою речь от негатива мало кому удается люди не роботы, поэтому фразы в духе: «Я устала!», «Скорее бы отпуск», «Как жаль, что выходные так быстро закончились» вполне допустимы. Ребенок видит, что родители преодолевают себя, и делает вывод, что не стоит поддаваться собственной лени.

Нужно ли говорить с ребёнком о размере зарплаты?

Озвучивать детсадовцу или младшекласснику конкретные цифры не нужно. Лучше отвечать в духе: «Нам хватает!» С подростком можно быть откровеннее, особенно когда речь заходит о выборе профессии. Но опять же не стоит упирать на то, что размер зарплаты это главное, тут уместно будет порассуждать о способностях, увлеченности своим делом и возможности самореализоваться.