Почему это так важно? А вот почему:

1. Выбранное самостоятельно приносит больше удовольствия. Оно не лежит в углу, а используется по назначению. Ведь еще лучше, чем мама, что ему больше нравится и больше хочется, знает сам ребенок.

2. Такую вещь точно не захочется испортить, ее будут беречь. А если речь идет не о материальном, а, например, о кружке, чадо с меньшей вероятностью бросит его, и с большей добьется успеха.

3. Умение делать выбор важно во взрослой жизни. Родители не всегда будут рядом. Когда придет время выбирать друзей, профессию, место жительства, спутника, взвешивать все «за» и «против» придется самому.

4. Ребенок, за которого постоянно делают выбор другие, в итоге становится нерешительным и аморфным. На него любой может повлиять. И хороший человек, и плохой.

5. Безвольный человек обычно оказывается в самом низу любой иерархии. Его быстро подтаптывают под себя более уверенные и знающие, чего они хотят, люди. Используют и выбрасывают.

Как вести себя, если ребенок против?

Если вашему чаду что-то не нравится (секция, в которую вы его привели, такие полезные овощи или красивые, на ваш взгляд, кроссовки), не спешите настаивать на своём. Узнайте сначала причины сопротивления. Может оказаться, что петь или танцевать он стесняется, от кабачков его тошнит, а кроссовки неудобные. Спросите, что выбрал бы он сам. Узнайте, почему (это пригодится в будущем). Постарайтесь найти какое-то решение, устраивающее вас обоих. А для этого в запасе всегда держите один-два альтернативных варианта.

Обязательно объясните ребенку, что у любого выбора есть вторая сторона ответственность. Настаивает, чтобы ему разрешили лечь спать позже хорошо, но в школу придется, как всегда, идти к первому уроку, значит, он не выспится. Уверен, что эта дорога короче на здоровье, но если ошибся и больше устанет или опоздает, сам виноват. И всегда отмечайте правильный выбор и поощряйте его.

С какого возраста можно уже позволять ребенку выбирать самому? Психологи считают: чем раньше, тем лучше. Даже годовалый малыш в состоянии решить, кубики складывать или пирамидку собирать. Но, конечно же, надо исходить из возрастных особенностей. Хороший выход предлагать детям ограниченный выбор из двух-трех вариантов, объясняя им преимущества каждого. А также причинно-следственные связи того или иного решения и его последствий.