1. Убедитесь, что ребенок может услышать вас. Не кричите из соседней комнаты возможно, дверь плотно закрыта, работает телевизор или он там в наушниках. Не обращайтесь с просьбой в разгар игры, тренировки или выполнения уроков ребёнок сосредоточен на другом. Сначала надо «выключить» его из процесса нейтральным обращением, а затем произносить основной текст.

2. Общайтесь на одном уровне. Для лучшего понимания важен контакт «глаза в глаза». Если ребенок мал, присядьте на корточки, чтобы ваши лица оказались напротив, и только потом говорите. Если малыш занят чем-то своим и не замечает вас, можно дотронуться до него, взять за руку. Если не уверены, что слушатель был внимателен, спросите: «Ты понял меня?» И повторите фразу.

3. Дети не умеют сосредоточивать внимание на чем-то одном слишком долго будьте кратки, выражайте мысли ясно. Не притворяйтесь, не сюсюкайте, не поучайте и не диктуйте. Не начинайте с критики и недовольства не будет доброжелательного вступления, маленькие ушки тут же «выключатся». Дети лучше воспринимают сказанное, когда видят искренний интерес.

4. Если ребенок огорчил вас и вы не хотите, чтобы он впредь повторял это, следуйте такому алгоритму: констатация факта («В квартире опять натоптано»), ваши чувства по поводу увиденного («Мне очень обидно, ведь я так старалась, отмывая пол!»), пожелания на будущее («Давай договоримся: входя в дом, ты будешь сразу разуваться. А если все же наследил, убирать за собой»).

5. Будьте справедливы, не требуйте от детей невозможного. Никому не по силам никогда не пачкать одежду, не разбивать вазы, не разливать краски… Когда случаются подобные маленькие неприятности, к ним и относиться надо как к маленьким неприятностям: «Это печально, но не смертельно». Не тратьте жизнь на укоры и обвинения и ребенок всегда будет рад услышать вас.