Способ первый: превратить всё в игру. Говорите ребенку: «Представь, что мы с тобой космические уборщики, которым надо навести порядок во Вселенной. Я беру космический пылесос, а ты специальную космическую салфетку и начинаем большую чистку». Вселенная, то есть ваша квартира, засияет чистотой раньше, чем запотеют «скафандры».

Способ второй: сыграть на чувстве справедливости, присущем детям. Логика ваших аргументов такова: «Кто играл, тот и убирает игрушки на место», «Мама готовила ужин, папа зарабатывал деньги на продукты, бабушка подсказала интересный рецепт, а ты помоешь посуду», «Хочешь зимой есть вкусное варенье значит, поучаствуй в сборе смородины».

Способ третий: применить практичный подход. Объясните своему чаду, почему ему выгодно вам помочь. Например: «Если я буду лепить вареники одна, то у меня уйдет на это полтора часа, и мы сможем погулять в парке всего час. А если мы будем делать их вместе, то справимся в два раза быстрее, и ты сможешь дольше кататься на аттракци-онах и кормить белочек».

А вот чего делать не стоит это заставлять силой (любое агрессивное действие вызывает столь же агрессивное противодействие) и превращать помощь в наказание (она зафиксируется в сознании как что-то вынужденное и крайне неприятное). И учитывайте ситуацию и возраст ребенка. Иногда достаточно сказать, что вы нуждаетесь в помощи.